История Вики
Advertisement

Шаблон:Романовы2/Династия

Файл:Aldawe.jpg

Александр I. Портрет работы Джорджа Доу.

Император Александр I (Благословенный), Александр Павлович (12 (23) декабря 177719 ноября (1 декабря) 1825) — император Российской Империи с 11 (23) марта 1801 по 19 ноября (1 декабря) 1825), сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.

В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805-07 участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807-12 временно сблизился с Францией. Вел успешные войны с Турцией (1806-12) и Швецией (1808-09). При Александре I к России присоединены территории Вост. Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 возглавил в 1813-14 антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814-15 и организаторов Священного союза. В последние годы жизни нередко говорил о намерении отречься от престола и "удалиться от мира", что после его неожиданной смерти от брюшного тифа в Таганроге породило легенду о "старце Федоре Кузьмиче". Согласно этой легенде, в Таганроге умер и был затем похоронен не Александр, а его двойник, в то время как царь ещё долго жил старцем-отшельником в Сибири и умер в 1864.

Семья[]

Жена

Елизавета Алексеевна (Луиза Мария Августа) принцесса Баден-Баденская Дурлах.

(13.01.1779 - 4.05.1826),

Дети:

Мария (18.05.1799 - 27.07.1800)

Елизавета (3.11.1806 - 30.04.1808)

Загадочный человек[]

Необычный характер Александра I особенно интересен потому, что он один из самых важных персонажей в истории XIX века. Аристократ и либерал, одновременно загадочный и известный, он казался своим современникам тайной, которую каждый разгадывает по своему представлению. Наполеон считал его «изобретательным византийцем», северным Тальма, актёром, который способен играть любую заметную роль.

Образование[]

Многоликий характер Александра Романова основан в большой мере на глубине его раннего образования и сложной обстановке его детства. Он вырос при интеллектуальном дворе Екатерины Великой; воспитатель-швейцарец-якобинец Фредерик Цезарь Лагарп ознакомил его с принципами гуманности Руссо, военный учитель Николай Салтыков — с традициями русской аристократии, отец передал ему своё пристрастие к военному параду и научил его совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем. Эти противоположности остались с ним на всю жизнь и оказали влияние на его политику и — косвенно, через него — на судьбу мира.

Убийство отца[]

Другой элемент характера Александра I сформировался 23 марта 1801, когда он взошёл на престол после убийства его отца: загадочная меланхолия, готовая в любой момент перейти в экстравагантное деяние. В начале эта черта характера никак не проявлялась — молодой, эмоциональный, впечатлительный, одновременно благожелательный и эгоистичный, Александр с самого начала решил сыграть великую роль на мировой сцене и с юношеским усердием принялся за реализацию своих политических идеалов. Временно оставляя при должности старых министров, которые сбросили Императора Павла I, один из первых его указов назначил т. н. негласный комитет с ироничным названием «Comité du salut public» (отсылает к французскому революционному «Комитету общественного спасения»), состоящий из молодых и полных энтузиазма друзей: Виктор Кочубей, Николай Новосильцев, Павел Строганов и Адам Чарторыйский. Этот комитет должен был разработать схему внутренних реформ. Важно заметить, что либерал Михаил Сперанский стал одним из самих близких советников царя и составил множество проектов реформ. Их цели, основанные на их восхищении английскими установлениями, намного превосходили возможности того времени и даже после того как их возвели в ранги министров лишь малая доля их программ была реализована. Россия не была готова к свободе, и Александр, последователь революционно настроенного Лагарпа, считал себя «счастливой случайностью» на престоле царей. Он говорил с сожалением о «состоянии варварства, в котором находилась страна из-за крепостного строя».

Начало правления[]

Файл:Alexander I of Russia.jpg

Александр I Павлович

Александр утверждал, что при Павле «три тысячи крестьян были розданы как мешок брильянтов. Если бы цивилизация была более развитой, я бы прекратил крепостное право, даже если это бы мне стоило головы». Решая вопрос поголовной коррупции, он остался без верных ему людей, и наполнение правительственных позиций немцами и другими иностранцами только привело к большему сопротивлению его реформам со стороны «старых русских». Так правление Александра, начатое великой возможностью к улучшению, кончалось утяжелением цепей на шеях русских людей. Это происходило в меньшей степени из-за коррупции и консерватизма русской жизни и в большей — из-за личных качеств царя. Его любовь к свободе, несмотря на её сердечность, не была основана на реальности. Он льстил самому себе, представляясь миру как благодатель, но его теоретический либерализм был связан с аристократическим своенравием, не терпящим возражений. «Вы всегда хотите меня учить! — он возражал Державину, министру юстиции, — но я император и я желаю этого и ничего другого!» «Он был готов согласиться, — писал князь Чарторыйский, — что все могут быть свободны, если они свободно делали то, что он хотел». Более того, этот покровительственный темперамент сочетался с обыкновением слабых характеров хвататься за любую возможность отложить применение принципов, которые он публично поддерживал. При Александре I масонство стало почти государственной организацией, однако было запрешено особым Императорским Указом в 1822. В то время самая большая массонская ложа Российской Империи, "Понт Эвксинский", находилась в Одессе, которую император посетил в 1820. Сам Государь, до своего увлечения православием, покровительствовал масонам и по своим взглядам был бóльшим республиканцем, чем радикальные либералы Западной Европы.

В последние годы правления Александра I особое влияние в стране приобрёл А. А. Аракчеев Проявлением консерватизма в политике Александра стало учреждения Военных поселений(с 1815 года), а также разгромом профессорских кадров многих университетов. Умер император 19 ноября 1825 года в Таганроге. Есть версия. что он добровольно отошёл от власти и ещё долго скитался по России под именем старца Федора Кузьмича.

Ссылки[]

Шаблон:MetaPicstub Шаблон:Russia-stub Шаблон:History-stub

Предшественник:
-
Цесаревич
1799 вместе с Константином Павловичем)

1797-1801
Преемник:
Константин Павлович

Шаблон:Succession box three to one

Advertisement