История Вики
Advertisement

Цесаре́вич, полностью Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь — титул престолонаследника в Российской империи с 1797.

Введён согласно Закону о престолонаследии Павла I, где значилось, что этот титул принадлежит непосредственному наследнику престола. Первым цесаревичем стал старший сын Павла, Александр Павлович. Однако уже в 1799 Павел нарушил свой же закон, присвоив титул цесаревича (правда, без слов государь наследник) за «вящие заслуги» ещё и второму своему сыну, Константину Павловичу. Этот титул Константин носил и при Александре I, когда стал действительно следующим лицом в порядке наследования престола, и продолжал его носить и после 1823 года, когда отрёкся от права престолонаследия. После 1825 титул присваивался в соответствии с павловским законом.

На западноевропейских языках нередко передаётся тем же словом, что царевич (tsarevich и т. д.), что неудачно; титул «царевич» в эту эпоху официально не применялся, а в допетровское время царевичами назывались все сыновья царей (не только престолонаследники). Тем не менее этимологически слова царевич и цесаревич тождественны: оба восходят к латинскому Caesar, (цезарь, император) — первое через посредство старославянского и древнерусского цьсарь, откуда царь, а второе через вторичное западноевропейское заимствование цесарь (применявшееся в России обычно к императорам Священной Римской империи).

Цесаревичи[]

  • Александр Павлович 17971801 (вступил на престол как Александр I)
  • Константин Павлович 17991831; не титуловался наследником, хотя в 18011823 являлся таковым
  • Александр Николаевич 18251855 (вступил на престол как Александр II)
  • Николай Александрович 18551865 (умер при жизни отца)
  • Александр Александрович 18651881 (вступил на престол как Александр III)
  • Николай Александрович 18811894 (вступил на престол как Николай II)
  • Георгий Александрович 18941899 (умер при жизни старшего брата)
  • Михаил Александрович 18991904 (перестал быть цесаревичем после рождения сына у Николая II)
  • Алексей Николаевич 19041917 (не вступил на престол ввиду отречения отца за него и прекращения существования монархии)

В эмиграции титулы цесаревичей носили также Владимир Кириллович с 1924 по 1938 и его внук Георгий Михайлович с 1981, хотя далеко не все монархисты признают законность этих титулов.

Advertisement