История Вики
Advertisement

10 марта — 69-й день года (70-й в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остаётся 296 дней.

Шаблон:Календарь на март

Праздники[]

См. также: Категория:Праздники 10 марта

  • Республика Корея, День труда.
  • Лаос, День учителя.
  • Мьянма, День начала сухого сезона.
  • Украина, День земледельца.
  • Россия, День архивов.

Именины[]

  • Православные: Порфирий, Севастьян, Тарас.
  • Католические: Киприан, Маркел.

События[]

См. также: Категория:События 10 марта

  • 1435Испанские мореплаватели открыли Галапагосские острова.
  • 1710 — Вышла в свет первая печатная географическая книга на русском языке под названием «Географиа, или краткое земного мира описание».
  • 1755 — В Петербурге дана первая в России опера на русском языке — «Цефал и Прокрис» (автор либреттоА.П. Сумароков).
  • 1762 — В Тулузе подвергся колесованию протестант Жан Каллас, что послужило поводом для начала кампании Вольтера за религиозную терпимость.
  • 1791 — Запатентован копёр для забивания свай.
  • 1797Столица штата Нью-Йорк перенесена из Нью-Йорка в Олбани.
  • 1801 — В Британии начата первая перепись населения.
  • 1806 — Создан музей Московского Кремля указом Александра I.
  • 1813 — В Германии учреждён военный орден «Железный Крест».
  • 1830 — Начало борьбы горцев Дагестана и Чечни за независимость.
  • 1862 — В США вошли в оборот первые бумажные деньги.
  • 1876 — Спустя три дня после получения патента на изобретённый им телефон Александр Белл впервые сумел дозвониться до своего помощника Томаса Уотсона, находящегося в соседней комнате, сказать ему: «Мистер Уотсон, зайдите ко мне. Вы мне нужны» — и тот понял, что хотел шеф. Правда, опыты проходили уже год, и, возможно, Уотсон, прекрасно знавший, чего добивается изобретатель, просто решил сделать ему приятное, так как прошло ещё немало времени, прежде чем был создан аппарат, позволявший хорошо понимать человеческую речь. Как бы то ни было, этот день считается первым, когда человек, подняв телефонную трубку, услышал обращённые к нему слова.
  • 1878 — В Женеве выпущено карманное издание «Кобзаря» Тараса Григорьевича Шевченко.
  • 1880Русский физик А. Г. Столетов открыл фотоэффект.
  • 1893Берег Слоновой Кости стал французской колонией.
  • 1906 — В Британии открыта линия Бакерлоо (Bakerloo) Лондонского метрополитена.
  • 1910 — В Китае запрещено рабство.
  • 1910 — Первые ночные полёты совершил француз Эмиль Обрэн на моноплане «Блерио». Оба его полёта протяжённостью 20 км начались и закончились на аэродроме Виллалугано в Буэнос-Айресе (Аргентина).
  • 1910 — На экраны вышел фильм Дэйвида Уорка Гриффита «В старой Калифорнии». Сам по себе он не примечателен по сравнению с другими работами мастера, но положил начало развитию центра киноиндустрии США. Режиссёр снимал историю любви испанской девушки и будущего губернатора Калифорнии близ Лос-Анджелеса. Местечко Голливуд с разнообразным ландшафтом превратилось в излюбленное место кинематографистов, сюда стали переезжать все киностудии.
  • 1914 — Английская суфражистка Мэри Ричардсон в Лондонской национальной галерее мясной тяпкой изрубила картину Веласкеса с изображением Венеры.
  • 1918 — Ввиду германской угрозы Съезд Советов принял постановление временно перенести столицу из Петрограда в Москву.
  • 1918Большевистское правительство Украины переехало из Полтавы в Екатеринослав.
  • 1920 — Совет ольстерских националистов проголосовал за принятие правительственного закона об Ирландии, в соответствии с которым страна должна была быть разделена на две части — Северную и Южную — с собственными парламентами.
  • 1924 — Установлены дипломатические отношения между СССР и Норвегией.
  • 1939 — Открыт XVIII съезд ВКП(б), который констатировал победу социализма в СССР и принял решение о «постепенном переходе от социализма к коммунизму» и на котором было указано на необходимость всемерного повышения обороноспособности страны, поддержки в боевой готовности Советских Вооружённых Сил, ускоренного развития наиболее важных отраслей оборонной промышленности.
  • 1943 — Начаты работы по созданию ядерного оружия в СССР.
  • 1959 — Открыта Антарктическая научная станция «Лазарев».
  • 1960Индейцы в Канаде получили право голоса.
  • 1960 — В Великобритании впервые опубликован национальный хит-парад альбомов. Первое место тогда занял Фрэдди Кэннон с пластинкой Explosive Freddy Cannon.
  • 1967Авиация США произвела первый с начала массированных бомбардировок Северного Вьетнама налёт на главные промышленные объекты страны.
  • 1970 — С целью прекратить теологические брожения и стимулировать эммиграцию в Израиль, Кнессет постановил считать евреем не только «рождённого от еврейки», но и всякого нееврея, принявшего иудаизм.
  • 1976 — Началась первая океанская женская одиночная кругосветка (Кристина Хойновска, Польша).
  • 1977 — Несколько групп астрономов США, Австралии, Индии, ЮАР открыли кольца Урана.
  • 1982 — «Парад планет», вопреки неверояному количеству слухов и предчувствий, прошёл без всяких катаклизмов.
  • 1987 — В Ватикане опубликована «Памятка об истоках человеческой жизни и величии деторождения: ответы на некоторые вопросы сегодняшнего дня», в которой осуждены методы искусственного оплодотворения и содержались призывы запретить эксперименты с живыми эмбрионами человека.
  • 1999 — В Центральном доме кино в Москве режиссёра Никиту Михалкова забросали яйцами.

Родились[]

См. также: Категория:Родившиеся 10 марта

  • 1709 — Георг Вильгельм Стеллер (Georg Wilhelm Stöller), немецкий учёный-натуралист (ум. 1746).
  • 1772 — Фридрих Шлегель (Karl Wilhelm Friedrich von Schlegel), немецкий философ, критик, филолог, писатель (ум. 1829).
  • 1845 — Александр III, росийский император в 1881-94 (ум. 1894).
  • 1852 — Тадас Даугирдас (Tadas Daugirdas), литовский художник, археолог, краевед (ум. 1919).
  • 1908 — Жозеф Яковлевич Котин, российский конструктор, генерал-полковник инженерно-технической службы (ум. 1979).
  • 1920 — Борис Виан (Boris Vian), французский прозаик, поэт, джазовый музыкант и певец (ум. 1959).
  • 1926 — Александр Сергеевич Зацепин, российский композитор, автор песен к фильмам «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию».
  • 1930 — Юстинас Марцинкявичюс (Justinas Marcinkevičius), литовский поэт.
  • 1938 — Марина Влади (Marina Vlady, настоящие имя и фамилия Марина Владимировна Полякова-Байдарова), французская актриса кино.
  • 1940 — Чак Норрис (Chuck Norris, настоящее имя Карлос Рэй Норрис), американский киноактёр, мастер боевых искусств.
  • 1946 — Владимир Васильевич Гостюхин, российский и белорусский киноактёр.
  • 1949Агоп Мелконян, болгарский писатель-фантаст.
  • 1957 — Осама бен Ладен (Usāma ibn Muhammad ibn Awad ibn Lādin — Шаблон:Lang), саудовский шейх, «террорист № 1».
  • 1958 — Шэрон Стоун (Sharon Vonne Stone), американская киноактриса.

Скончались[]

См. также: Категория:Умершие 10 марта

  • 1585Ремберт Додоенс (Rembert Dodoens) (р. 1516), фламандский физик, ботаник.
  • 1836Антуан дю Трейси (Antoine Louis Claude Destutt de Tracy) (р. 1754), французский философ, основатель школы идеологистов.
  • 1861Тарас Григорьевич Шевченко, украинский поэт, ставший народным символом. Художник, демократ, основоположник национального литературного языка («Кобзарь», «Сон») (р. 1814).
  • 1872Джузеппе Мадзини (Giuseppe Mazzini) (р. 1805), итальянский революционер, борец за объединение Италии.
  • 1878Мирза Фатали Ахундов (р. 1812), азербайджанский писатель-просветитель, философ.
  • 1879Василий Семёнович Садовников, русский художник (р. 1800).
  • 1937Евгений Иванович Замятин, русский писатель (р. 1884).
  • 1940Михаил Булгаков, русский писатель и драматург («Белая гвардия», «Мастер и Маргарита») (р. 1891).
  • 1948Ян Масарик (Jan Masaryk) (р. 1886), чешский дипломат, посол, министр иностранных дел (во время Второй Мировой войны — министр правительства в изгнании), сын первого президента Чехословакии Томаша Масарика (Tomáš Garrigue Masaryk).
  • 1951Яков Иванович Николадзе (р. 1876), грузинский скульптор, народный художник Грузии, академик АХ СССР.
  • 1953Чарльз Гордон Кертис (Charles Gordon Curtis), американский изобретатель, создавший паровую турбину (р. 1860).
  • 1966Фриц Зарнике (Frits Zernike) (р. 1888), голландский физик, лауреат Нобелевской премии 1953 года.
  • 1985Константин Устинович Черненко, советский партийный деятель (р. 1911).
  • 1988Энди Гибб (Andy Gibb), английский поп-певец, один из братьев Гибб (группа «Bee Gees»).
  • 1993Владимир Сутеев (р. 1903), русский советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор.
  • 2001Владимир Ворошилов, автор, режиссёр и ведущий передачи «Что? Где? Когда?» (р. 1930).
  • 2002Владимир Нахабцев (р. 1938), оператор.
  • 2003Марина Алексеевна Ладынина, киноактриса, народная артистка СССР (р. 1908).

Приметы[]

Ссылки[]

Advertisement