История Вики
Advertisement

15 марта — 74-ый день года (75-ый в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остаётся 291 день.

Шаблон:Календарь на март

Праздники[]

См. также: Категория:Праздники 15 марта

  • В древнеримском календаре — мартовские иды.
  • Всемирный день защиты прав потребителя.
  • Белоруссия, День Конституции. 15 марта 1994 года ВС Белоруссии принял новую Конституцию республики. 24 ноября 1996 г. Конституция была изменена и дополнена по результатам народного референдума.
  • Венгрия, День начала революции 1848 г.
  • Либерия, День Робертса.

Именины[]

  • Православные: Агафон, Арсений, Богдан, Савва, Федор.
  • Католические: Климент, Людовик.

События[]

См. также: Категория:События 15 марта

  • 493 — Король Теодорих основал государство остготов со столицей в Равенне.
  • 1493 — Два из трёх кораблей первой экспедиции Колумба возвратились в Испанию, привезя в Европу первых индейцев.
  • 1603 — Французский исследователь Самуэль де Шамплан отправился в свою первую экспедицию в Канаду.
  • 1684 — В Пекине освящена первая русская церковь.
  • 1712 — Установлены дипломатические отношения между Россией и Генуэзской республикой.
  • 1730 — Русская императрица Анна Иоанновна распустила Верховный тайный совет.
  • 1800 — В Санкт-Петербурге закончилось строительство Михайловского замка.
  • 1811Австрия объявлена банкротом.
  • 1812 — Основано первое русское поселение в Калифорнии — Русская река.
  • 1818 — Под эгидой Александра I выработана первая русская конституция — «Государственная уставная грамота Российской империи».
  • 1820Мэн стал 23-м штатом США.
  • 1822 — Александр I утвердил решение Государственного совета «Об отсылке крепостных людей за дурные поступки в Сибирь на поселение». Через три года император скончался, а Сибирь на долгие годы стала местом ссылки и содержания заключённых всех званий. Когда в царствование последнего императора данное решение временно отменили, продиктовано это будет не заботой о ссыльных, а озабоченностью состояния Сибири, которая не достойна того, чтобы её просторы заселяли каторжники и политические преступники.
  • 1830 — Вышел 13-й номер «Литературной газеты» — последний, который редактировал А. С. Пушкин.
  • 1848 — Принят закон, разрешающий крепостным крестьянам приобретать недвижимую собственность с согласия помещика.
  • 1867 — Заключение австро-венгерского соглашения о преобразовании Австрии в дуалистическое государство Австро-Венгрия.
  • 1892 — Американский изобретатель Ж. Рено (англ.. Jesse RENO) запатентовал первый эскалатор.
  • 1906 — Зарегистрирована компания «Роллс-Ройс».
  • 1907 — В финский Сейм избраны первые в мире женщины-парламентарии.
  • 1917Николай II отрёкся от престола.
  • 1918 — Вышел первый (и единственный) номер «Газеты футуристов», одним из редакторов которой был В. В. Маяковский.
  • 1927 — Начато строительство ДнепроГЭСа.
  • 1927 — При Академии наук СССР создан Музей по изучению женщины.
  • 1932Би-Би-Си провела первую передачу из своего нового здания на Риджент-стрит.
  • 1933Гитлер провозгласил Германию Третьим рейхом; он запретил левые газеты и кошерную пищу. Новая империя, по его мнению, была наследницей Священной Римской империи германской нации и кайзеровской Германии и должна была просуществовать тысячу лет.
  • 1937 — В Чикаго открыт первый банк донорской крови.
  • 1938 — В Саудовской Аравии обнаружена первая нефть.
  • 1939Карпатская Украина провозгласила независимость.
  • 1946Совет Народных Комиссаров СССР преобразован в Совет Министров.
  • 1964 — Свадьба кинозвёзд Элизабет Тейлор и Ричарда Бартона.
  • 1969 — Вышел на экраны фильм режиссёра Ивана Лукинского «Деревенский детектив», в котором роль участкового Федора Анискина сыграл Михаил Жаров.
  • 1970 — В японском городе Осака открылась выставка «Экспо-70».
  • 1976Египет разорвал договор о дружбе с СССР.
  • 1978Галина Вишневская и Мстислав Ростропович — звезды советского музыкального искусства — в Париже ждали срока продления своих паспортов. И только из телевизионных новостей узнали, что они лишены советского гражданства.
  • 1984 — Город Рыбинск переименован в Андропов.
  • 1990 — Впервые установлены официальные связи между Ватиканом и СССР.
  • 1990М. С. Горбачёв принес присягу в качестве Президента СССР на заседании Внеочередного III Съезда народных депутатов СССР, Кремлевский Дворец Съездов, г. Москва.
  • 1994 — В Санкт-Петербурге во Дворце бракосочетаний на набережной Красного Флота зарегистрирован брак Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова. Оба родились в апреле, но с разницей в 18 лет. Хотя 13 января 1994 они уже сыграли свадьбу в Москве, мэр города Анатолий Собчак регистрирует их брак и в Санкт-Петербурге.
  • 1994 — Принята конституция Белоруссии.
  • 2004Евросоюз одобрил выводы комиссии о нарушении корпорацией Microsoft антимонопольного законодательства. В частности, компании вменяется в вину включение мультимедийного проигрывателя собственной разработки в операционную систему Windows, а также препятствие конкуренции на рынке серверов. Microsoft грозит штраф на сумму не менее 100 миллионов долларов, а также наложение ряда ограничений на деятельность компании в Европе.

Родились[]

См. также: Категория:Родившиеся 15 марта

  • 1611Ян Фейт (ум. 1661), фламандский живописец.
  • 1614Франциск Сильвий (ум. 1672), немецкий врач, физиолог, анатом, и химик, основатель школы ятрохимии.
  • 1813Джон Сноу (ум. 1858), английский врач, который первым использовал эфир как анестезирующее вещество.
  • 1821Иоганн Йозеф Лошмидт (ум. 1895), австрийский физик и химик, который первым вычислил диаметр молекулы (1865) и определил количество молекул газа, содержащихся в 1 кубическом сантиметре при нормальных условиях (число Лошмидта).
  • 1830Жан Элизе Реклю (ум. 1905), французский географ, автор всемирно известной книги по географии «Земля и люди», участник Парижской Коммуны.
  • 1830Пауль Хейзе (ум. 1914), немецкий писатель, Нобелевский лауреат 1910 года «за художественность, идеализм, которые он демонстрировал на протяжении всего своего долгого и продуктивного творческого пути в качестве лирического поэта, драматурга, романиста и автора известных всему миру новелл». Он издал 24 тома новелл, 6 романов, около 60 пьес и 9 поэтических сборников, но вскоре после смерти его имя было забыто («Дети века», «В раю»).
  • 1838Карл Юльевич Давыдов (ум. 1889), композитор, виолончелист, дирижёр, директор Петербургской консерватории (1876-78).
  • 1841Вячеслав Авксентьевич Манассеин (ум. 1901), терапевт и общественный деятель, ученик С. П. Боткина. Внёс новые данные в учение о голодании.
  • 1854Эмиль фон Беринг (ум. 1917), немецкий микробиолог, иммунолог. Предложил противостолбнячную и противодифтерийную антитоксичные сыворотки, разработал способ активной иммунизации против дифтерии. Первый Нобелевский лауреат в области физиологии и медицины (1901).
  • 1886Владимир Андреевич Фаворский (ум. 1964), художник, гравер, теоретик искусства, выдающийся мастер искусства книги, создатель русской ксилографии («Джангар», «Руфь, сидящая у дерева»).
  • 1890Делоне, Борис Николаевич (ум. 1980), математик.
  • 1893Олег Леонидович Леонидов (ум. 1951), писатель, сценарист и критик.
  • 1902Кадзиро Ямамото, японский режиссёр и сценарист.
  • 1907Зара Леандер (ум. 1981), шведская и немецкая киноактриса и певица.
  • 1912Николай Григорьевич Минх (ум. 1982), композитор.
  • 1913Макдоналд Кэри (ум. 1994), американский актёр и певец.
  • 1916Гарри Джеймс (ум. 1983), американский джазовый трубач, композитор, руководитель биг-бэнда.
  • 1919Лоренс Тирни (ум. 2002), американский актёр.
  • 1920Эдвард Томас, американский врач. Нобелевский лауреат 1990 года в области физиологии и медицины.
  • 1924Юрий Васильевич Бондарев, писатель, сценарист киноэпопеи «Освобождение» («Батальоны просят огня», «Тишина», «Горячий снег», «Берег», «Выбор»), Герой Социалистического Труда.
  • 1924Владимир Яковлевич Самойлов (ум. 1999), актёр театра и кино («Свадьба в Малиновке», «Тени исчезают в полдень»).
  • 1925Ирена Лясковска, польская актриса.
  • 1927Харрий Лиепиньш, латышский актёр.
  • 1930Жорес Иванович Алферов, физик, депутат Госдумы, вице-президент Российской Академии Наук (с 1991), Нобелевский лауреат 2000 года «за развитие полупроводниковых гетероструктур для высокоскоростной и оптоэлектроники» (совместно с Джеком Килби).
  • 1932Ежи Гофман, польский режиссёр и сценарист.
  • 1932Юрий Горобец, актёр («Экипаж», «Люди на болоте»).
  • 1932Анатолий Ниточкин, оператор и режиссёр.
  • 1933Филипп де Брока, французский режиссёр, сценарист и продюсер.
  • 1935Леонид Георгиевич Енгибаров (ум. 1972), клоун, мим, киноактёр.
  • 1937Валентин Григорьевич Распутин, писатель («Прощание с Матёрой», «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Пожар»).
  • 1938Лионелла Пырьева (Скирда), актриса.
  • 1938Владимир Стрелков, российский и украинский режиссёр.
  • 1940 — Фил (Филип Чэпмен) Лёш, американский рок-музыкант, бас-гитарист группы The Grateful Dead.
  • 1941Майк Лав, музыкант американской группы The Beach Boys.
  • 1943Дэвид Кроненберг, канадско-американский кинорежиссёр («Муха», «Мёртвая зона»), сценарист, продюсер и актёр.
  • 1947Рай Кудер, американский рок-музыкант.
  • 1958Владислав Флярковский, телеведущий.
  • 1959Ренни Харлин (Харьола), финский и американский кинорежиссёр («Скалолаз», «Крепкий орешек-2», «Кошмар на улице Вязов-4») и продюсер.
  • 1962Теренс Тренти Д’Арби, американский поп-певец.
  • 1963Брет Майклз, вокалист американской группы Poison.
  • 1968Сабрина, итальянская поп-певица.
  • 1977Джо Хан, член американской группы Linkin Park.

Скончались[]

См. также: Категория:Умершие 15 марта

Файл:Hw-caesar.jpg

Цезарь

  • 44 до н. э.Гай Юлий Цезарь (Gaius Julius Caesar), древнеримский государственный деятель, полководец и писатель (р. 102 до н. э. или 100 до н. э.).
  • 1723Иоганн Христиан Гюнтер (Johann Christian Günther), немецкий поэт (р. 1695).
  • 1842Луиджи Керубини (Maria Luigi Carlo Zenobio Salvatore Cherubini), итальянский композитор и музыкальный теоретик (р. 1760).
  • 1891Джозеф Базалгетт (Joseph William Bazalgette), английский инженер, создатель дренажной системы Лондона (р. 1819).
  • 1891Теодор де Банвиль (Théodore Faullain de Banville), французский писатель, поэт, теоретик «искусства для искусства» (р. в 1823).
  • 1934Дэвидсон Блэк (Davidson Black) (р. 1884), канадский палеонтолог, открывший останки синантропа.
  • 1936Джон Скотт Холдейн (John Scott Haldane), шотландский физиолог (р. 1860).
  • 1937 Говард Филлипс Лавкрафт (Howard Phillips Lovecraft), американский писатель (р. 1890).
  • 1938Алексей Иванович Рыков, советский партийный и государственный деятель (расстрелян; р. 1881).
  • 1938Пётр Васильевич Орешин, русский поэт и прозаик (расстрелян; р. 1887).
  • 1938Николай Иванович Бухарин советский партийный и государственный деятель (расстрелян; р. 1888).
  • 1941Алексей Георгиевич Явленский, русский художник-экспрессионист (р. 1864).
  • 1947Жан Ришар Блок (Jean Richard Bloch) (р. 1884), французский писатель и общественный деятель.
  • 1961Акиба Рубинштейн (Akiba Rubinstein), польский шахматист (р. 1882).
  • 1962Артур Холли Комптон (Arthur Holly Compton), американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1927 года (р. 1892).
  • 1970Тарьей Весос (Tarjei Vesaas) (р. 1897), норвежский писатель.
  • 1970 — Артюр Адамов (Arthur Adamov) (р. 1908), французский писатель-авангардист русского происхождения.
  • 1975Аристотель Онассис (Шаблон:Lang), греческий предприниматель (р. 1906).
  • 1979Леонид Фёдорович Мясин (р. 1895), танцовщик, балетмейстер.
  • 1996Вольфганг Кёппен (Wolfgang (Arthur Reinhold) Koeppen) (р. 1906), немецкий писатель.
  • 1998Бенджамин Спок (Benjamin Spock), американский врач-педиатр, автор популярных книг по уходу за ребёнком (р. 1903).
  • 2004Джон Попл (John Anthony Pople), американский химик, лауреат Нобелевской премии по химии 1998 года (р. 1925).

Приметы[]

Ссылки[]

Advertisement