История Вики
Advertisement

2 марта — 61-й день года (62-й в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остаётся 304 дня.

Шаблон:Календарь на март

Праздники[]

См. также: Категория:Праздники 2 марта

  • Ливия, День эвакуации.
  • Мьянма (ранее — Бирма), День крестьян.
  • США, Техас, День независимости.
  • Эфиопия, День победы.
  • День памяти великомученика Феодора Тирона. (Православный календарь)

Именины[]

  • Православные: Марианна, Мина, Фёдор.
  • Католические: Елена, Павел, Радослав, Симплиций.

События[]

См. также: Категория:События 2 марта

  • 1498 — Эскадра Васко да Гамы прибыла в Мозамбик.
  • 1699Французский исследователь С. д’Ибервиль открыл устье реки Миссисипи.
  • 1791 — Во Франции внедрена новая система связи — семафор.
  • 1911 — Состоялось первое выступление русского народного хора, созданного М. Е. Пятницким.
  • 1917 — Конгресс США принимает Закон Джонса (2 марта), на основании которого Пуэрто-Рико объявляется территорией США, а его жители получают права граждан США.
  • 1923 — Вышел первый номер журнала Time.
  • 1925 — Закон о всеобщем избирательном праве для мужчин в Японии.
  • 1925 — по всем воинским частям СССР разослан приказ Реввоенсовета о введении единоначалия в РККА.
  • 1930 — в газете «Правда» опубликована статья Иосифа Сталина «Головокружение от успехов» о «перегибах на местах», допущенных при коллективизации.
  • 1933 — В Нью-Йорке прошла премьера фильма «Кинг Конг».
  • 1935 — в Москве открылась первая Всесоюзная конференция по применению реактивных летательных аппаратов для полётов в стратосферу.
  • 1939 — После смерти папы Пия XI новым папой под именем Пия XII избирается Эудженио Пассели. В канун Рождества новый папа предлагает план установления мира из пяти пунктов, отвергнутый всеми воюющими сторонами.
  • 1949 — Завершён первый беспосадочный полет вокруг земного шара самолёта. Полет длился 94 часа, а самолёт назывался Lucky Lady II (B-50 Superfortress). Экипаж состоял из 13 мужчин, самолёт-заправщик дозаправлял их самолёт четыре раза.
  • 1951 — Прошла первая игра всех звёзд NBA.
  • 1958 — Английская экспедиция В. Фукса впервые пересекла Антарктиду.
  • 1959 — В СССР созданы добровольные народные дружины (ДНД).
  • 1962 — В ходе переворота в Бирме к власти пришли сторонники социалистического пути развития.
  • 1963 — Подписание в Пекине временного соглашения о границах между КНР и Пакистаном.
  • 1964 — «Битлз» приступили к съёмкам своего первого фильма A Hard Day's Night. Тогда же впервые встретились Джордж Харрисон и Патти Бойд.
  • 1965 — Американская авиация начала систематические бомбардировки Северного Вьетнама (операция «Rolling Thunder»), продолжавшиеся до 1968 года.
  • 1967 — Проходит 9-я церемония вручения «Грэмми». Запись года: Фрэнк Синатра (Frank Sinatra) — Stangers in the Night из альбома Sinatra, a Man and His Music. В числе номинантов были Джон Леннон и Пол Маккартни с песней Michelle.
  • 1968Сид Баррет покидает состав родного коллектива Pink Floyd.
  • 1969 — Первый испытательный полёт французского сверхзвукового пассажирского самолёта «Конкорд».
  • 1969 — произошел инцидент на острове Даманском (на реке Уссури в районе погранпункта Нижне-Михайловка). 30 китайских военнослужащих перешли советско-китайскую границу и расстреляли группу советских пограничников, одновременно был открыт огонь из засады, устроенной китайцами на острове.
  • 1970 — Русский писатель А. Твардовский изгнан из редакции журнала «Новый мир».
  • 1970 — В Родезии (современное Зимбабве) официально провозглашается республика.
  • 1973 — Ввиду неизбежности валютного кризиса закрываются все европейские валютные рынки (до 19 марта).
  • 1974 — На церемонии вручения Грэмми Стиви Уандер (Stevie Wonder) получает пять наград. Его диск Innervisions, стал альбомом года, награда за лучший поп-вокал года за песню You Are the Sunshine of My Life, лучшая песня R&B — Superstition, и лучшая студийная работа за тот же альбом.
  • 1975Иран становится однопартийным государством.
  • 1983 — В Англии фирмы Sony, Philips и Polygram представили на суд публики компакт-диск и проигрыватель компакт-дисков.
  • 1983Израильские врачи начали всеобщую забастовку, отказавшись лечить и оперировать тяжёлых больных, многие из которых умерли.
  • 1986 — Королева Великобритании Елизавета II подписывает в Канберре «Билль об Австралии», который упраздняет последние правовые отношения, связывающие Австралию с Великобританией.
  • 1988 — На 30-й церемонии «Грэмми» победителями становятся: лучшая группа года Graceland, лучший альбом: Joshua Tree от U2, лучший поп-вокал: Jody Watley.
  • 1992 — членами ООН в качестве самостоятельных государств стали Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан.
  • 1992 — начался вооружённый конфликт в Приднестровье (Республика Молдова).
  • 1993 — в Сургуте создан Межправительственный совет СНГ по нефти и газу.
  • 1993 — Учреждена Академия медицинских наук Украины.
  • 2001Талибы взорвали памятники буддийской культуры.

Родились[]

См. также: Категория: Родившиеся 2 марта

Файл:Camille Desmoulins.jpg

Демулен

  • 1459Адриан VI (Hadrianus PP. VI, в миру Адриан Дедел-Флоренс Утрехтский), Папа Римский (ум. 1523).
  • 1545Томас Бодли (Thomas Bodley), английский дипломат и основатель Bodleian Library в Оксфорде (ум. 1612).
  • 1760Камиль Демулен (Lucie-Simplice-Camille-Benoist Desmoulins), деятель Великой французской революции (ум. 1794).
  • 1800Евгений Абрамович Баратынский, русский поэт (ум. 1844); Пушкин писал о нём: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален — ибо мыслит…»
  • 1810Лев XIII (Leone XIII, в миру Виченцо Джоакино Раффаэле Луиджи, граф Печчи; Vincenzo Gioacchino Raffaele Luigi Pecci), Папа Римский (18781903; ум. 1903).
  • 1824Бедржих Сметана ( Bedřich Smetana), чешский композитор, создавший национальную чешскую оперу (ум. 1884).
  • 1824Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России (ум. 1871).
  • 1859Шолом-Алейхем (настоящее имя Шолом Нохумович Рабинович), еврейский писатель, классик литературы на идише (ум. 1916).
  • 1874Карл Шлехтер, шахматист.
  • 1876Пий XII (Pius XII, в миру Эудженио Мария Джузеппе Джованни Пачелли), будущий Папа Римский (1939—1958); посвящён в духовный сан священника в 1899. Пий XI произвёл его в кардиналы в 1929 и он был назван папским госсекретарём в 1930. В 1930-х кардинал Пачелли путешествовал через Европу и в 1933 он заключил договор с Германией, в котором пытался защитить немецких католиков от нацистов. Он был избран римским папой в 1939 и объявил Рим открытым городом в 1943. Он использовал статус дипломатического иммунитета Ватикана, чтобы защитить многих от преследования.
  • 1897Михаил Морозов, литературовед, театровед и театральный критик, педагог, переводчик, один из основателей советского шекспироведения; очаровательный мальчик Мика с картины Серова (ум. 1952).
  • 1900Курт Вайль (Kurt Weill), немецкий композитор и дирижёр, работавший с Бертольдом Брехтом (ум. 1950).
  • 1925Ефим Петрович Геллер, шахматист, международный гроссмейстер, чемпион СССР (умер в 1998 году).
  • 1930Сергей Адамович Ковалёв, правозащитник, первый уполномоченный по правам человека Российской Федерации.
  • 1931Михаил Сергеевич Горбачёв, первый и последний Президент СССР.
  • 1933Алексей Феодосьевич Гуляницкий, украинский дирижёр, народный артист Украины, главный дирижёр симфонического оркестра Крымской филармонии.
  • 1936Ия Сергеевна Саввина, актриса театра и кино, народная артистка СССР.
  • 1938Вячеслав Михайлович Зайцев, модельер.
  • 1939Ирина Петровна Богачёва, оперная певица.
  • 1943Лу Рид, музыкант.
  • 1947Юрий Георгиевич Богатырёв, русский актёр (ум. 1989).
  • 1949Джон Питер Рис Уильямс, валийский регбист.
  • 1949Рори Галлахер, ирландский рок-музыкант (ум. 1995).
  • 1950Карен Карпентер, известная американская эстрадная певица (умерла в 1983 году).
  • 1958Ян Вууснэм, валийский гольфист.
  • 1962Джон Бон Джови (Jon Bon Jovi /John Bongiovi/), американский рок-музыкант.
  • 1977Крис Мартин, вокалист группы Coldplay.

Скончались[]

См. также: Категория:Умершие 2 марта

Файл:Zar Nikolaus 1.jpg

Николай I

  • 1333Владислав Локетек (Władysław I Łokietek), польский король (р. 1260 или 1261).
  • 1617Роберт Аббот (Robert Abbot), английский богослов (р. 1560).
  • 1788Саломон Геснер (Salomon Gessner), швейцарский поэт и художник (р. 1730).
  • 1817Джакомо Кваренги (Giacomo Antonio Domenico Quarenghi) (р. 1744), итало-русский архитектор (Смольный институт).
  • 1835Франц II (Franz II. Joseph Karl), император Священной Римской империи, австрийский император, король венгерский и чешский (р. 1768).
  • 1855Николай I Павлович, российский император (р. 1796).
  • 1862Иван Иванович Панаев, русский писатель и журналист (р. 1812).
  • 1864Дмитрий Николаевич Блудов, русский писатель, дипломат, граф, министр внутренних дел (18321839), глава Госсовета (18611863; р. 1785).
  • 1885Ян Казимир Вильчинский (Jan Kazimierz Wilczyński), виленский врач, коллекционер, издатель «Виленского альбома» (р. 1806).
  • 1887Август Вильгельм Эйхлер (August Wilhelm Eichler), немецкий ботаник, разработавший первую нашедшую широкое применение классификацию растений (р. 1839).
  • 1930Дэвид Герберт Лоуренс (David Herbert Lawrence), английский писатель (р. 1885).
  • 1935Говард Картер (Howard Carter), британский археолог-египтолог, в 1922 году открыл гробницу Тутанхамона (р. 1873).
  • 1939Оскар Венцеслав Милош (Oscar Wladyslaw de Lubicz MiloszOskaras Milašius) (р. 1877), французский поэт литовского происхождения.
  • 1964Николай Николаевич Алексеев, правовед, профессор МГУ, Таврического, Берлинского, Страсбургского, Белградского и Женевского университетов (р. 1879).
  • 1975Константин Дмитриевич Воробьёв, русский писатель (р. 1919).
  • 1980Ярослав Ивашкевич (Jarosław Iwaszkiewicz), польский писатель, поэт и драматург (р. 1884).
  • 1982Филип Киндред Дик (Philip Kindred Dick), американский писатель-фантаст (р. 1928).
  • 1988Вадим Александрович Медведев, актёр театра и кино (р. 1929).
  • 1991Серж Гинсбур (другие имена Серж Генсбур, Люсьен Гинзбург; Serge Gaisbourg), французский композитор, актёр, режиссёр, писатель (р. 1928).
  • 1991Глафира Вячеславовна Жуковская, певица (лирико-колоратурное сопрано) (р. 1898).
  • 1996Борис Андреевич Можаев (р. 1923), писатель (роман «Мужики и бабы»; повесть «Из жизни Федора Кузькина»).
  • 1997Карсон Марк (J. Carson Mark) (р. 1913), американский ученый, разработчик водородной бомбы.
  • 1999Дасти Спрингфилд (Dusty Springfield), поп-рок певица (р. 1939).
  • 2002Фридрих Наумович Горенштейн, русский писатель и сценарист (р. 1932).

Приметы[]

Ссылки[]

Advertisement