История Вики
Advertisement

4 марта — 63-й день года (64-й в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остаётся 302 дня.

Шаблон:Календарь на март

Праздники[]

См. также: Категория:Праздники 4 марта

  • Беларусь, День милиции.
  • США, День Конституции.
  • Тайвань, Фестиваль древонасаждений.
  • День памяти апостолов Архиппа и Филимона и равноапостольной мученицы Апфии. (Православная церковь)

Именины[]

  • Православные: Агафон, Георгий, Корнелий, Лев, Нонна, Ольга, Тимофей.
  • Католические: Люция, Казимир.

События[]

См. также: Категория:События 4 марта

  • 1152Фридрих I Барбаросса стал императором Священной Римской империи
  • 1493 — Папа Римский Александр VI издал буллу, по которой все колонии Нового Света делились между Испанией и Португалией по 50-му градусу западной долготы.
  • 1561Итальянский кардинал Карло Карафа стал последним католическим прелатом, приговорённым к смерти Папой Римским.
  • 1671 — В России создан Государственный приказ посольской печати (внешнеполитическое ведомство).
  • 1681Король Карл II Английский передал Уильяму Пенну во владение территорию в Северной Америке, ставшую позже штатом Пенсильвания.
  • 1726 — В Петербурге при Академии наук открыта первая в России гимназия.
  • 1733 — Издан указ Анны Иоановны «Об учреждении полиции в городах».
  • 1762Императором Петром III подписан Указ «О свободной для всех торговле».
  • 1789 — В Нью-Йорке открыт первый конгресс США.
  • 1789 — Согласно принятой в 1787 году Конституции США, в этот день должна была проходить торжественная церемония вступления в должность президента США (инаугурация) - 4 марта или 5-го, если 4-е выпадало на воскресенье. Так все и происходило вплоть до 1933 года, но вступление в должность первого президента США, намеченное на этот день, не состоялось. Сначала не смогли вовремя подсчитать голоса, потом церемонию пришлось перенести на более поздний срок, так как избранному первым президентом Джорджу Вашингтону надо было совершить длинное путешествие из Виргинии в столицу страны Нью-Йорк. Первая инаугурация в итоге прошла 30 апреля 1789 года.
  • 1791Вермонт стал 14-м штатом США.
  • 1791Израиль Джекобс стал первым евреем, занявшим место в Конгрессе США.
  • 1803 — в России вышел указ о «вольных хлебопашцах», по которому землевладельцы получили право освобождать крестьян с обязательным наделением их землёй.
  • 1813 — Впервые в истории официальных приёмов мороженое подано на церемонии инаугурации Президента США Дж. Мэдисона.
  • 1818 — В Москве открыт первый в городе памятник — Минину и Пожарскому.
  • 1837Михаил Юрьевич Лермонтов арестован за стихотворение «Смерть поэта».
  • 1837 — Форт Чикаго на берегу озера Мичиган получил статус города. Его население, составлявшее тогда около 3 тысяч жителей, уже в 1850 г. достигло 30 тысяч человек, а через десять лет - 100 тысяч. К концу прошлого века это был промышленный и финансовый центр, транспортный узел, один из крупнейших городов мира с миллионным населением. На местном индейском наречии «чикаго» означает зловонное место. До середины нашего века город — средоточие вредных производств — вполне оправдывал это название. Первым из американских городов стал объектом успешной экологической реконструкции.
  • 1848 — Введение всеобщего избирательного права для мужчин во Франции.
  • 1849 — Новая конституция Австрии.
  • 1849Буковина провозглашена коронным краем Габсбургской империи.
  • 1855 — вступил на престол император Александр II.
  • 1857Парижским договором Британия признала независимость Афганистана.
  • 1870 — на Сормовском заводе пущена первая в России мартеновская печь.
  • 1872 — Вышел первый номер американской газеты «Бостон Глоб».
  • 1877Американский изобретатель Эмиль Берлинер создал микрофон.
  • 1877 — Первый выпуск женщин-врачей в России.
  • 1880 — В американской газете «Нью-Йорк Дейли График» опубликована первая в мире репродукция фотографии.
  • 1882 — Первые британские электрические трамваи запущены в Leytonstone, Восточный Лондон (Великобритания).
  • 1905Император Николай II поручил министру внутренних дел А. Булыгину разработать проект закона о создании Государственной Думы.
  • 1910 — Полковник армии, военный лётчик и изобретатель Сергей Алексеевич Ульянин подал заявку на изобретение управления движущимся объектом на расстоянии с помощью электромагнитных волн. Американский изобретатель Никола Тесла ещё 1897 продемонстрировал две модели судов с дистанционным управлением, но изобретение было слишком фантастично по тем временам, к тому же Тесла через некоторое время увлёкся другим проектом, и идея была на многие годы похоронена.
  • 1918Центральная Рада приняла постановление о регистрации гражданства Украины.
  • 1921Советская власть установлена в Абхазии, образована Абхазская ССР.
  • 1936 — Свой первый полёт совершил дирижабль Гинденбург (Hindenburg).
  • 1952 — Свадьба Рональда Рейгана и Нэнси Дэвис.
  • 1955 — Небольшая японская фирма «Сони», новичок на рынке, приступила к выпуску карманных транзисторных радиоприёмников.
  • 1966Джон Леннон заявил, что ансамбль «Битлз» стал более популярным, чем Иисус Христос. В ответ на это высказывание в «библейском поясе» (Юг и Средний Запад США) сжигались пластинки с записями музыки этой группы.
  • 1970 — в Средиземном море в результате внутреннего взрыва затонула французская дизельная подводная лодка «Эвридика». Погибли все 57 членов экипажа.
  • 1975Чарли Чаплин произведён в рыцари.
  • 1975 — В Менло-Парке (шт. Калифорния, США) Стив Джобс и Стив Возняк организовали компьютерный клуб «Homebrew».
  • 1989 — Создано украинское общество «Мемориал».
  • 1990 — На 5-летний срок был избран Съезд народных депутатов РСФСР, высший законодательный орган РСФСР. Распущен указом Президента 21 сентября 1993 (указ исполнен с применением бронетехники 4 октября 1993).
  • 1993 — В продажу поступил первый номер журнала «Новая Юность». Его создатели — сотрудники журнала «Юность», которые покинули редакцию в 1992, отказавшись работать с гл. редактором А. Дементьевым.
  • 1997 — с космодрома Свободный осуществлен первый запуск искусственного спутника Земли «Зея» ракетой-носителем «Старт-1».
  • 2002 — состоялось учредительное собрание Национальной академии кинематографических искусств и наук, учреждена премия академии — «Золотой орёл».

Родились[]

См. также: Категория:Родившиеся 4 марта

  • 1678Антонио Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi), итальянский композитор, скрипач и дирижёр (ум. 1741).
  • 1832Иван Александрович Мельников, певец, солист и режиссер Мариинского театра (умер в 1906 году).
  • 1865Эдуард Вильде, эстонский писатель (умер в 1933 году).
  • 1870Евгений Оскарович Патон, украинский академик, специалист по электросварке и мостостроению, создатель Института электросварки, автор моста Патона в Киеве (ум. 1953).
  • 1875Михай Каройи, государственный деятель Венгрии, президент Венгерской республики (январь-март 1919 года) (умер в 1955 году).
  • 1877Александр Фёдорович Гедике, русский советский композитор, органист, пианист, музыкальный педагог (ум. 1957).
  • 1904Джордж Гамов (George Anthony Gamow, Георгий Антонович Гамов), российский и американский физик и астрофизик (ум. 1968).
  • 1908Александр Павлович Бубнов, русский советский живописец (ум. 1964).
  • 1916Ганс Юрген Айзенк (Hans Jürgen Eysenck), английский психолог (ум. 1997).
  • 1932Георгий Антонович Штиль, советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР, народный артист России.
  • 1935Станислав Борисович Рассадин, писатель, критик, литературовед.
  • 1937Юрий Александрович Сенкевич, русский советский врач, путешественник, телеведущий, литератор (ум. 2003).
  • 1939Лариса Анатольевна Лужина, актриса, народная артистка РСФСР.
  • 1943Лючио Далла (Lucio Dalla), итальянский композитор, актёр и автор песен.
  • 1949Владимир Михайлович Ивасюк, выдающийся украинский поэт и композитор.
  • 1951Крис Ри (Chris Rea), английский поп-музыкант.
  • 1965Юрий Валентинович Лончаков, русский лётчик-космонавт.
  • 1965Александр Шаганов, поэт-песенник, автор большого количества шлягеров.

Скончались[]

См. также: Категория:Умершие 4 марта

Файл:Jean-Francois Champollion 2.jpg

Шампольон

  • 1484Казимир (Święty Kazimierz), литовский княжич и польский королевич, святой покровитель Литвы (р. 1458).
  • 1832Жан Франсуа Шампольон (Jean-François Champollion), французский археолог и языковед, основатель египтологии (р. 1790).
  • 1852Николай Васильевич Гоголь, русский писатель (р. 1809).
  • 1858Мэтью Колбрайт Перри (Matthew Calbraith Perry), военно-морской деятель США, коммодор, силой заставивший в 1854 японцев открыть свою страну (р. 1794).
  • 1872Йоханнес Карстен Хаух (Johannes Carsten Hauch), датский писатель; писал лирические стихи и исторические романы (р. 1790).
  • 1925Мауриций Мошковский (Moritz (Maurycy) Moszkowski) (р. 1854), польский пианист, композитор и педагог.
  • 1942Эрих Фёдорович Голлербах, русский художественный и литературный критик, библиограф и -фил (р. 1895).
  • 1943Николай Дмитриевич Авксентьев, русский политический деятель, один из лидеров партии эсеров (р. 1878).
  • 1948Антонен Арто (Antonin Artaud) (р. 1896), французский драматург.
  • 1955Дмитрий Иванович Абрамович, историк русской литературы, филолог-славист, палеограф (р. 1873).
  • 1960Леонард Уоррен (Leonard Warren), американский оперный певец-баритон (р. 1911).
  • 1975Шарль Спаак (Charles Spaak) (р. 1903), французский сценарист.
  • 1986Ричард Мануэл (Richard Manuel), музыкант канадской группы «The Band» (клавишные, ударные и вокал), член Зала славы рок-н-ролла (р. 1945).
  • 1999Гриш Плиев, осетинский поэт и культурный деятель (р. 1913).
  • 2003Себастьян Жапризо (Жан Батист Росси), французский писатель и сценарист (р. 1931).
  • 2003 — Федора Барбьери () (р. 1920), итальянская оперная певица (меццо-сопрано).
  • 2004Джон Макджох (John McGeoch) (р. 1955), гитаpист гpуппы «Armoury Show».

Приметы[]

Ссылки[]

Advertisement