История Вики
Advertisement

6 марта — 65-ый день года (66-ой в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остаётся 300 дней.

Шаблон:Календарь на март

Праздники[]

См. также: Категория:Праздники 6 марта

  • Западная Австралия, День труда.
  • Гана, День независимости, отмечается с 1975 года.
  • Гуам, День Магеллана.
  • Литва, День Святого Казимира (День Казюкаса).
  • Мексика, День Аламо.
  • Россия, День работника следственных органов.
  • США, Вермонт День городского собрания.
  • День памяти преподобного Тимофея в Символех. (Православный календарь)
  • Тимофей-весновей. (Народный календарь)

Именины[]

  • Православные: Александр, Афанасий, Вячеслав, Кирилл, Маврикий, Марк, Павел, Федор, Филипп.
  • Католические: Розалия, Виктор.

События[]

См. также: Категория:События 6 марта

  • 1521Ф. Магеллан открыл остров Гуам.
  • 1617 — Француз Луи Эбер первым получил право на ведение фермерского хозяйства в Новой Франции (Квебеке).
  • 1661 — Первым президентом Королевского общества (Британской академии наук) избран сэр Роберт Морей.
  • 1665 — В Лондоне выходит первый в мире журнал («Философские труды Королевского общества»).
  • 1722 — Указ Петра I, запрещающий сборы на построение храмов и нужды церкви.
  • 1749 — Британское правительство одобрило план заселения Новой Скотии (Канада).
  • 1762 — Императором Петром III подписан манифест об уничтожении Тайной канцелярии.
  • 1810Иллинойс стал первым американским штатом, введшим обязательную вакцинацию.
  • 1834 — В Канаде город Йорк переименован в Торонто.
  • 1853 — В Венеции прошла премьера оперы Джузеппе Верди «Травиата».
  • 1857 — Верховный Суд США постановил, что рабы являются имуществом, а не гражданами.
  • 1868Дмитрий Менделеев представляет Российскому химическому обществу первую версию Периодической таблицы
  • 1882Сербия провозглашена королевством.
  • 1899 — Немецкий химик Феликс Хоффман получил патент на аспирин. За полтора года до этого он открыл лечебные свойства ацетилсалициловой кислоты, пытаясь найти лекарство для своего отца, страдавшего ревматизмом.
  • 1900 — В Сан-Франциско нашли мёртвого китайца — начало первой в США эпидемии бубонной чумы.
  • 1902 — Основан футбольный клуб «Реал» (Мадрид).
  • 1913 — В газете Сан-Франциско впервые в печати было упомянуто слово «джаз».
  • 1917 — Манифест о восстановлении автономии Финляндии.
  • 1918 — Центральная Рада провозгласила административную реформу Украины, поделив её на 32 земли.
  • 1919 — Принята первая конституция Украины.
  • 1924 — В Ватикане установлен первый радиоприёмник.
  • 1925 — Вышел первый номер газеты «Пионерская правда».
  • 1930 — Первая замороженная пища Clarence Birdseye начала продаваться в Спрингфилде, Массачусетс, США.
  • 1935 — В Эстонии, после государственного переворота Пятса и генерала Лайдонера запрещены все политические партии.
  • 1938 — В Лондоне троллейбусы пришли на смену трамваям.
  • 1945 — началась Балатонская оборонительная операция советских войск.
  • 1957 — Провозглашена независимость Ганы.
  • 1960 — В Швейцарии женщины получили право участвовать в муниципальных выборах.
  • 1962 — В Британской Колумбии (Канада) представители русской секты духоборов взорвали электрическую подстанцию в знак протеста против религиозных притеснений.
  • 1964 — Чемпион мира по боксу Классиус Клей принял другое имя – Мухаммед Али.
  • 1967 — Дочь Сталина Светлана Аллилуева попросила политического убежища в посольстве США в Дели.
  • 1970 — В Англии вышел последний сингл Битлз «Let It Be».
  • 1970 — установлены дипломатические отношения между СССР и Республикой Ботсваной.
  • 1975 — Состоялся первый полёт ближнемагистрального пассажирского самолёта Як-42.
  • 1980 — Впервые с момента своего образования в 1635 году членом Французской академии избрана женщина — писательница Маргерит Юрсенар.
  • 1985 — Американский боксёр Майк Тайсон начал профессиональную карьеру, нокаутировав Гектора Мерседеса.
  • 1986 — автоматическая межпланетная станция «Вега-1», полёт которой осуществлялся в рамках международного проекта «Венера — комета Галлея», выполнила программу исследований кометы Галлея.
  • 1990 — Съезд народных депутатов СССР признал существование всех форм собственности. Земля по-прежнему не признана частной собственностью.
  • 1990 — В Афганистане правительство президента Наджибуллы подавило попытку государственного переворота.
  • 1991 — Учреждён Национальный Олимпийский Комитет Украины.
  • 1992 — На пользователей персональных компьютеров обрушился новый компьютерный вирус под названием «Микеланджело».
  • 1992 — первый президент Азербайджана Аяз Муталибов (19901992) под давлением вооружённой оппозиции подписал отречение от должности.
  • 1995 — Основные операционные отделения и все долги лопнувшего «Бэрингз-банка» на Дальнем Востоке проданы за 1 фунт стерлингов нидерландской фирме «Интернационале нидерланден груп НФ».
  • 1997 — Королева Великобритании Елизавета II доказала всем, что и монархи идут в ногу со временем, открыв первый официальный королевский сайт.
  • 2003Верховная Рада приняла Закон о государственном гимне Украины.

Родились[]

См. также: Категория:Родившиеся 6 марта

  • 1475Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Lodovico Buonarroti Simoni), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт эпохи Возрождения (ум. 1564).
  • 1619Савиньен Сирано де Бержерак (Savinien Cyrano de Bergerac), французский прозаик, сатирик и драматург, мыслитель-вольнодумец (ум. 1655).
  • 1779Антуан Анри Жомини (Antoine-Henri Jomini), французский и русский военачальник и военный писатель (ум. 1869).
  • 1802Андрей Иванович Штакеншнейдер, русский архитектор.
  • 1815Пётр Павлович Ершов, русский поэт (ум. 1869).
  • 1835Мария Александровна Ульянова (Бланк), мать Владимира Ильича Ленина (умерла в 1916 году).
  • 1856Василий Васильевич Матэ, русский художник (ум. 1917).
  • 1874Николай Александрович Бердяев, философ, публицист (умер в 1948 году).
  • 1886Надежда Андреевна Обухова, певица, народная артистка СССР.
  • 1889Хакимзаде Ниязи Хамза, народный поэт Узбекистана, драматург (убит религиозными фанатиками в 1929 году).
  • 1900Эвальд Аав (Evald Aav), эстонский композитор (ум. 1939).
  • 1909Станислав Ежи Лец (Stanisław Jerzy Lec), польский сатирик, поэт, афорист (ум. 1966).
  • 1913Александр Иванович Покрышкин, военачальник, маршал авиации, участник Великой Отечественной войны, трижды Герой Советского Союза (умер в 1985 году).
  • 1926Анджей Вайда (Andrzej Wajda), польский кинорежиссёр.
  • 1928Габриель Гарсиа Маркес (Gabriel García Márquez), колумбийский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года.
  • 1929Фазиль Искандер, русский писатель.
  • 1934Михаил Михайлович Жванецкий, русский сатирик.
  • 1934Владимир Талашко, украинский актёр («В бой идут одни старики», «Капитан Немо»).
  • 1937Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт, Герой Советского Союза.
  • 1945Михаил Михайлович Звездинский (Дейнекин), поэт, бард.
  • 1946Дэвид Гилмор, английский рок-музыкант («Pink Floyd»).
  • 1965Джанет Джексон, афро-американская певица.
  • 1969Татьяна Буланова, поп-певица.

Скончались[]

См. также: Категория:Умершие 6 марта

  • 1837 — Юрий Фёдорович Лисянский, русский мореплаватель (р. 1773).
  • 1851 — Александр Александрович Алябьев (р. 1787), композитор («Соловей (песня)»).
  • 1870 — Дмитрий Гаврилович Бибиков, генерал, герой Бородинской битвы, Киевский губернатор (1837—1848), министр внутренних дел России (18521955) (р. 1792).
  • 1898 — Пётр Алексеевич Бессонов, русский фольклорист (р. 1828).
  • 1900 — Готлиб Вильгельм Даймлер (Gottlieb Wilhelm Daimler), немецкий инженер, создатель первого мотоцикла (р. 1834).
  • 1900 — Карл Бехштейн, немецкий фортепьянный мастер, основавший в Берлине в 1853 году всемирно известную фирму клавишных инструментов (р. 1826).
  • 1938 — Василий Васильевич Кузнецов, метеоролог и гидролог (р. 1866).
  • 1945 — Вячеслав Яковлевич Шишков, русский писатель (р. 1873).
  • 1950 — Владимир Петрович Ветчинкин (р. 1888), учёный-аэродинамик, автор методики расчёта пропеллеров, а также работ по вопросам аэронавигации, баллистики, реактивного полёта, техники вычислений, пионер исследований режима перегрузок при фигурном полёте самолета.
  • 1961 — Борис Андреевич Вилькицкий, гидрограф и геодезист (р. 1885).
  • 1967 — Нелсон Эдди (Nelson Ackerman Eddy) (р. 1901), американский певец и актёр.
  • 1969 — Надя Рушева, российская художница (р. 1952).
  • 1973 — Пёрл Бак (Pearl S. Buck) (р. 1892), американская писательница, лауреат Нобелевской премии 1938 года «за многогранное, поистине эпическое описание жизни китайских крестьян и за биографические шедевры» — cпустя несколько месяцев после рождения дочери её родители-миссионеры вернулись в Китай, где писательница прожила до 1933 года.
  • 1975 — Ефим Захарович Копелян, актёр (р. 1912).
  • 1990 — Четин Эмеч, один из самых известных журналистов, член руководства газеты «Хюрриет» (убит в Турции)
  • 1994 — Тенгиз Абуладзе, грузинский кинорежиссёр (р. 1924).
  • 2005 — Ханс Альбрехт Бете (Hans Albrecht Bethe), американский астрофизик, лауреат Нобелевской премии по физике 1967 года (р. 1906).
  • 2007 — Жан Бодрийяр французский культуролог и философ-постмодернист.

Приметы[]

Ссылки[]

Advertisement