История Вики
Advertisement

8 марта — 67-й день года (68-й в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остаётся 298 дней.

Шаблон:Календарь на март

Праздники[]

См. также: Категория:Праздники 8 марта

  • Международный женский день.
  • Замбия, День молодёжи.
  • Либерия, День памяти о павших.
  • Малайзия, День султана.
  • Сирия, День революции.
  • День памяти священномученика Поликарпа. (Православная церковь)
  • Поликарп. (Народный календарь)

Именины[]

  • Православные: Иван.
  • Католические: Беата, Иоанна.

События[]

См. также: Категория:События 8 марта

  • 1618 — Немецкий астроном Иоганн Кеплер сформулировал свой третий закон движения планет: квадраты времён обращения планет вокруг Солнца относятся, как кубы их средних расстояний до Солнца. Законы Кеплера станут основой для открытия Исааком НЬЮТОНОМ закона всемирного тяготения.
  • 1722 — По указу Петра I в Петербурге начались систематические наблюдения за погодой.
  • 1759 — Парламент Парижа осудил «Энциклопедию» Дени Дидро.
  • 1802 — Немецкий астроном-любитель Генрих Ольберс наблюдал первую малую планету Цереру.
  • 1809 — Вышла в свет первая книга «Басен» И. А. Крылова.
  • 1862 — В Нью-Йорке повесили последнего американского пирата Натаниэля Гордона.
  • 1873 — В Северо-Западных Территориях Канады запретили продажу спиртного.
  • 1887 — Эверетт Хортон запатентовал телескопическую удочку.
  • 1900 — Организовано объединение «Мир искусства», куда вошли А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих, Е. Е. Лансере и др.
  • 1904 — Изменения в германском законе 1872 года, направленном против иезуитов, позволили отдельным членам этого ордена вернуться в страну.
  • 1910 — решением Социалистического Интернационала (Копенгаген) день 8 марта был объявлен Международным Женским Днём.
  • 1910 — В Англии Королевский аэроклуб выдал первое удостоверение пилота Чарльзу Муру-Брабазону, а во Франции Элиза Дерош (или де Лярош) стала первой женщиной, удостоившейся подобной чести. Англичанин потом стал лордом, а француженка баронессой.
  • 1914 — Вышел в свет первый номер журнала «Работница».
  • 1923 — Образовано Общество Друзей Воздушного Флота (ОДВФ).
  • 1924 — Установлены дипломатические отношения между СССР и Грецией.
  • 1924 — В Нью-Йорке основана компания Pan American Airways.
  • 1929 — В Ленинграде в Малом оперном театре прошли торжественное собрание и концерт, посвящённые Международному женскому дню. На концерте впервые выступил оркестр «театрализованного джаза» Леонида Утёсова.
  • 1930 — В Индии началась кампания гражданского неподчинения под руководством Махатмы Ганди.
  • 1940 — Город Пермь в связи с предстоящим 50-летием председателя СНК СССР Вячеслава Михайловича Молотова переименован в его честь. В 1957 году городу возвращено исконное имя, которое он получил ещё в 1781 году.
  • 1941 — Основан Лётно-исследовательский институт (ЛИИ им. М. М. Громова). Первым начальником института назначен Герой Советского Союза М. М. Громов.
  • 1944 — По приказу Сталина начата массовая депортация балкарцев.
  • 1945 — установлены дипломатические отношения между СССР и Доминиканской Республикой.
  • 1946 — Собор украинской греко-католической церкви во Львове принял решение о ликвидации унии с Ватиканом и об объединении с Русской православной церковью.
  • 1948 — В США при рассмотрении дела «Макколем против Министерства образования» Верховный суд принял решение о том, что выделение времени для молитвы в начале школьного дня противоречит конституции.
  • 1952 — Врачи Пенсильванского госпиталя в Филадельфии впервые применили аппарат «искусственное сердце». В течение 80 минут он поддерживал жизнь 41-летнего Питера Дьюринга, пока бригада из 9 докторов, 5 медсестёр и 2 техников, остановив работу сердца пациента, пыталась выяснить причины его недуга.
  • 1953 — Газета «Правда» впервые опубликовала лозунг «Народ и партия едины».
  • 1962 — Теледебют «Битлз» на канале BBC с Питом Бестом за барабанами. Они исполнили песню Роя Орбисона «Dream Baby».
  • 1963Никита Хрущёв выступил с речью в Свердловском зале Кремля «Высокое призвание литературы и искусства»: «Нашему народу, — сказал лидер страны, — нужно боевое революционное искусство». Был сделан ряд выпадов против Эренбурга, Евтушенко, Эрнста Неизвестного, творчество которого он назвал «тошнотворной стряпнёй». Много Хрущёв говорил и о музыке, признался, что лично ему нравится песня «Рушничок». Ну а джаз — это музыка, от которой «тошнит, возникают колики в желудке».
  • 1963 — Китай аннулировал Айгунский договор с Россией от 1858 года, требуя от СССР земли назад.
  • 1963 — Н. Хрущёв заявил, что в СССР нет проблемы «отцов и детей».
  • 1965Вьетнамская война: в Южном Вьетнаме высаживаются первые наземные войска США.
  • 1966 — Международный женский день 8 марта стал нерабочим днём.
  • 1968 — в Тихом океане во время боевого патрулирования затонула советская дизельная подводная лодка К-129. По разным данным, погибли от 98 до 105 моряков.
  • 1973 — На референдуме в Северной Ирландии 591820 человек (59 процентов участвующих в голосовании) высказались за сохранение этой части страны в составе Великобритании, тогда как 6463 участника проголосовали за объединение Северной Ирландии с Ирландской Республикой.
  • 1973 — Епископы православной церкви на Кипре лишили архиепископа Макариоса духовного сана.
  • 1983 — Отвергнув предложение комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США о замораживании ядерного оружия вместе с СССР, президент Рональд Рейган на национальном съезде евангелистов назвал Советский Союз средоточием зла в современном мире, подлинной «империей зла», утверждая что мира можно добиться только с помощью силы. Прошло несколько дней, и он предложил программу «звёздных войн».
  • 1988 — В США начали бастовать сценаристы телесериалов, требуя повышения оплаты своего труда. Под угрозой оказался выпуск даже таких популярных мыльных опер, как «Династия» и «Даллас».
  • 1993 — Дебют на MTV мультипликационных героев Бивиса и Батхэда.
  • 1993 — Украинский артист Андрей Данилко впервые выступил в роли проводницы Верки Сердючки.
  • 1995 — В Великобритании компания «Глаксо» получила контроль над компанией «Уэллком фаундейшн» и создала крупнейшую в мире фармацевтическую фирму.
  • 1997Виталий Кличко выиграл бой против Келвина «Concrete» Джонса в Кёльне (Германия), нокаутировав его за 12 секунд до конца первого раунда.
  • 2003Владимир Кличко проиграл бой против Корри Сандерса на арене «Preussag Arena» в немецком Ганновере по техническому КО.
  • 2007 — Официальное учреждение Межрегионального Профсоюза Работников Домашнего Хозяйства «8 марта» в России.

Родились[]

См. также: Категория:Родившиеся 8 марта

  • 1714Карл Филипп Эммануил Бах (Carl Philipp Emanuel Bach), немецкий композитор (умер в 1788 году).
  • 1856Порфирий Денисович Мартынович, украинский художник, график (умер в 1933 году).
  • 1865Николай Павлович Кравков, русский физиолог и фармаколог, один из основоположников фармакологии в России (умер в 1924 году).
  • 1870Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич, русский военный деятель, доктор военных и технических наук (умер в 1956 году).
  • 1875Пётр Борисович Ганнушкин, русский психиатр, основатель научной школы (умер в 1933 году).
  • 1877Александр Семёнович Ященко, русский общественный деятель, правовед, библиограф (ум. 1934).
  • 1894Вяйнё Валдемар Аалтонен (Wäinö Aaltonen), финский скульптор (ум. 1966).
  • 1900Александр Иванович Медведкин, кинорежиссер, сценарист, народный артист СССР (умер в 1989 году).
  • 1906Александр Артурович Роу, кинорежиссёр — постановщик сказок.
  • 1914Яков Борисович Зельдович, советский физик (ум. 1987).
  • 1922Евгений Семёнович Матвеев, актер и кинорежиссер, народный артист СССР (умер в 2003 году).
  • 1925Франсиско Валера Рабаль, испанский актёр (умер в 2001 году).
  • 1925Геннадий Алексеевич Сотсков, живописец, пейзажист, заслуженный художник России.
  • 1928Эфраим Севела, писатель.
  • 1930Юрий Сергеевич Рытхэу, российский чукотский писатель.
  • 1931Шалва Александрович Амонашвили, грузинский педагог и психолог, академик РАН.
  • 1941Андрей Александрович Миронов, актёр театра и кино, Народный артист РСФСР.
  • 1944Сергей Яковлевич Никитин, российский бард.

Скончались[]

См. также: Категория:Умершие 8 марта

  • 1466Франческо Сфорца, основатель династии правителей Милана.
  • 1778Томас Арн, английский композитор, автор гимна «Правь, Британия».
  • 1844Жан-Батист-Жюль Бернадот (Jean-Baptiste Jules Bernadotte, Карл XIV Юхан, маршал Франции, король Швеции и Норвегии (р. 1763).
  • 1869Гектор Берлиоз (Louis Hector Berlioz), французский композитор (р. 1803).
  • 1903Поль Гоген (Paul Gauguin), французский художник (р. 1848).
  • 1917Фердинанд Цеппелин (Ferdinand Graf von Zeppelin), немецкий конструктор дирижаблей, граф, генерал (р. 1828).
  • 1930Уильям Говард Тафт, 27-й американский президент (19091913 гг.) (родился в 1857 году).
  • 1941Шервуд Андерсон (Sherwood Anderson) (р. 1876), американский писатель.
  • 1945Ксения Николаевна Дорлиак, русская певица, педагог (р. 1881).
  • 1961Томас Бичэм (Sir Thomas Beecham), английский дирижёр, оперный и балетный импресарио (р. 1879).
  • 1967Александр Андреевич Расплетин (р. 1908), академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии.
  • 1971Гарольд Ллойд (Harold Lloyd), американский комедийный актёр (р. 1893).
  • 1982Уолтер Планкетт (Walter Plunkett) (р. 1902), американский художник.
  • 1984Иван Никифорович Заволоко, деятель старообрядчества, историк, краевед, собиратель русскх древностей (р. 1897).
  • 1989Аги Месарош (Ági Mészáros) (р. 1918), венгерская актриса.
  • 1992Сергей Владимирович Образцов (р. 1901), русский режиссёр, актёр, писатель, художник, руководитель Центрального театра кукол.
  • 2001Нинет Де Валуа (настоящее имя Эдрис Стэнес) (Ninette de ValoisEdris Stannus) (р. 1898), ирландская танцовщица, хореограф и педагог.
  • 2005Аслан Масхадов (р. 1951), чеченский военный и политический деятель, президент Чеченской Республики Ичкерия (19972005 гг.).

Приметы[]

Ссылки[]

Advertisement